Астана МОЩНЫЙ СОЮЗ!! ЧТО ждёт Казахстан с 22 МАРТА Главная новость Казахстанм

Газовому союзу быть?
Кажется, предложенный Путиным в прошлом году «трехсторонний газовый союз», от которого изначально отмежевались Казахстан и Узбекистан, все-таки складывается.

После российского вторжения в Украину любое более тесное сотрудничество с Россией выглядит как рискованным, так и непоследовательным, поскольку в течение последнего года страны Центральной Азии пытались дистанцироваться от все более агрессивной Москвы. Но рассматривать реваншистскую Россию как главную угрозу государствам Центральной Азии — это скорее взгляд со стороны.

Местные режимы гораздо больше беспокоит тлеющее внутреннее недовольство, чем геополитические амбиции Москвы, поскольку первые в любой момент могут вылиться в социально-экономические протесты. События зимы 2022 года показали, что последней каплей вполне может стать нехватка газа.

Растущий дефицит газа
На первый взгляд, у богатых ресурсами Казахстана и Узбекистана проблем с газом быть не должно. Запасы природного газа в Казахстане составляют более 3 триллионов кубометров, а в Узбекистане – 1,8 триллиона кубометров. Страны ежегодно добывают более 30 и 50 миллиардов кубометров газа соответственно.

Теоретически этих объемов должно хватить как для внутреннего потребления, так и для экспорта. Тогдашний министр энергетики Узбекистана Алишер Султанов заявил в 2021 году, что в стране достаточно газа «для трех Узбекистанов». Тем не менее этой зимой люди по всей стране, в том числе в столице, страдали от неадекватного отопления. Водителям приходилось часами стоять в очереди за бензином, многие заправки были закрыты. Казахстан столкнулся с аналогичными проблемами.

Дело в том, что добычи газа в странах недостаточно для покрытия как быстро растущего внутреннего потребления, так и экспортных обязательств. Доля газа в энергобалансе Казахстана постоянно растет: к концу 2021 года 57% жителей имели газифицированные дома против 30% в 2013 году. В Узбекистане на долю газа приходится более 80% национального энергетического баланса.


Помимо внутренних нужд,

страны договорились экспортировать газ в Китай, но уже не выполнили своих обязательств

В 2022 году дефицит на внутренних рынках побудил Ташкент объявить о приостановке экспорта газа в Китай и Астане об их сокращении. В то же время расхождение с китайской статистикой в $380–450 млн говорит о том, что Узбекистан продолжал экспортировать газ, но просто не хотел, чтобы общественность узнала об этом. Какова бы ни была реальность, Пекин недоволен ситуацией и не скрывает этого.

Comments (0)
Add Comment