Грянет буря: Путин переворачивает шахматную доску украинского конфликта
Грядущая неделя в новостях прошедшей
Начнем с Америки. Знаете, почему инопланетяне во всех фильмах все время атакуют США? А не трудно догадаться – пришельцы хотят спасти мир. В начале прошедшей недели это была тема номер один. Истерия, которую развели США вокруг китайского воздушного шара, который якобы шпионил, — помните, четыре дня за ним вся Америка следила пока его наконец не сбили — эта истерия захлестнула планету. То здесь, то там, то над США, то над Канадой перекрывали воздушное пространство, поднимали истребили и что-то сбивали. Начали появляться съемки непонятных светящихся объектов в небе. Некие светящиеся шары появились в небе над Китаем, в провинции Хэйлунцзян, которая граничит с Россией. Власти Китая прокомментировать их появление не могли.
Конечно, хотелось бы верить, что какая-то высокоразвитая цивилизация, которая за нами наблюдает, поняла, что человечество пора спасать от самого себя и прилетела наводить порядок. Это в лучшем случае. В худшем — ну сами понимаете — тотальная аннигиляция.
Однако нет. Заполнившие телеэфиры и Интернет разговоры об НЛО, подогреваемые тем, что военные никак не могли сказать, а что же собственно, они посбивали, — это банальная терминологическая путаница, которой умело воспользовались политтехнологи. Надо было отвлекать внимание от реальных проблем — например, вопросов, а кто же это взорвал «Северные потоки», кто же это у нас государство-террорист?
Но НЛО — это неопознанный летающий объект. Всего лишь — неопознанный, а вовсе не внеземной. И когда военные все же признались, что посбивали аэростаты (как заявил представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби еще и не шпионские, а просто научные) тема начала сдуваться.
Украина пыталась быть в тренде и тоже начала рассказывать про опасные воздушные шары с угловыми отражателями, но и тут оказалось, что это могли быть их собственные изделия. Их используют для обмана ПВО – крестообразная фанерка, обклеенная фольгой, болтаясь в воздухе под шаром, дает отметку на локаторе как вертолет или беспилотник. Запускают такие шары обе стороны, так что к Киеву и украинские шарики ветром могло занести.
А вот самолеты с запада Украине не надуло. Уж как ни старался министр обороны Украины Резников на очередной встрече в Рамштайне, даже носовой платок с силуэтом истребителя показывал, а вот не сложилось. Про снаряды поговорили и договорились, про танки и ПВО. А вот с истребителями пока тихо. Тут ведь как всегда все от хозяина зависит. А хозяин не торопится. Администрация Байдена выступает категорически против отправки истребителей Киеву, заявила постпред США при НАТО Джулианн Смит в эфире CNN. Хотя, конечно, и заметила, что каждая страна альянса вправе сама решать, «какой вклад она хочет внести» в происходящее на Украине.
Потом была еще Мюнхенская конференция по безопасности. Она проходила под девизом, который совершенно случайно в одном из заголовков выдало Си-Эн-Эн: «Самая тяжёлая задача Запада на Украине: убедить Путина, что он проигрывает». Нельзя сказать, что участники не старались. Но больше это походило на не слишком удачный сеанс самовнушения. Зеленский говорил «дайте, дайте, дайте», обещая, что тут же выиграет. Под бурные и продолжительные аплодисменты зала министр обороны Германии Писториус заявил: «Украина должна выиграть войну». Премьер-министр Великобритании Риши Сунак выдал идею о том, что истощение запасов вооружения в Европе не проблема, так как они все равно идут на борьбу с Россией (и раз она все равно проиграет – ничего страшного). Макрон отметился тем, что рассказал о невозможности сменить режим в России – проще говоря, русские все равно выберут себе Путина, пусть даже не нынешнего Путина. И тогда господин Столтенберг сказал главное: военная помощь Украине, конечно, несет риск эскалации конфликта, «но риск победы Путина гораздо выше». Чтобы было понятней: Столтенберг считает, что пусть лучше будет ядерный апокалипсис, чем победит Россия. На этом патетическом моменте обстановка вроде как накалилась, но тут выступила глава МИД Германии Бербок: «Если президент Путин решит, что завтра он меняет свой курс на 360 градусов — весь мир будет счастлив». Бербок не иначе брала уроки у Лиз Трасс, не признающей суверенитета России над Воронежем. Но с другой стороны отлегло — нам главное ничего не менять, и мир будет счастлив. И только ехидный Дмитрий Медведев не удержался: «Все-таки весело, что Европой управляют такие невежественные люди».
А ведь Путин что-то поменяет. Вот простая хронология последних дней. Со словами, мол, мог ли я не согласиться приехать, приехал в Москву Лукашенко. О чем именно они говорили с Путиным – неизвестно. Но накануне Александр Григорьевич заявлял, что Минск вступит в конфликт, если хотя бы один украинский солдат зайдет на территорию Белоруссии. А еще в Москве прямо до даты послания находятся президент Абхазии Аслан Бжания и президент Республики Южная Осетия Алан Гаглоев. Да, к тому же, на 22-е число, на следующий после послания день, намечен митинг-концерт в Лужниках. И вот именно это обстоятельство указывает на то, что послание будет судьбоносное: такие мероприятия просто так не проводятся — они символизируют народное воодушевление от принятых решений.
Грянет буря или нет – гадать не долго осталось. Но то, что Путин так или иначе «перевернет шахматную доску» украинского конфликта, – это точно.