Поведение Байдена взбесило Зеленского. Требования Блинкена он встретил в штыки. Такая реакция напугала даже украинских чиновников
Отношения США и Украины находятся на самом низком уровне с начала конфликта, пишет «Страна». Зеленский обижен, что Байден пренебрегает посещением саммита мира. Ответные претензии вызваны недостаточными усилиями Украины в борьбе с коррупцией.
Западная пресса сообщила о новом витке напряженности между Украиной и США. Непосредственных поводов для разногласий два.
Первый — позиция руководства США относительно предстоящего саммита мира в Швейцарии и внутренней политики Украины. Имеется в виду пока еще не подтвержденный официально отказ американского президента Джо Байдена присутствовать на швейцарском форуме, несмотря на личные просьбы Владимира Зеленского. Вместе с нежеланием Китая участвовать этот удар может резко уменьшить значимость мероприятия и разрушить возлагаемые на него Киевом надежды.
Второй момент — это претензии американцев к внутренней политике Украины и к состоянию дел по борьбе с коррупцией. В США не одобрили устранение из системы власти людей, «оказавшихся особенно близкими к Вашингтону».
Речь идет о бывшем вице-премьере Александре Кубракове, чье увольнение действительно было спровоцировано его сближением с американским посольством. Вашингтон счел нужным обратить внимание Киева на необходимость усиления борьбы с коррупцией, что в украинском руководстве, как утверждается, было встречено в штыки.
Как будут дальше развиваться события и к чему приведут, выясняла «Страна».
Саммит мира и не только
Мы сообщали о публикациях в западной прессе, в которых говорится о появившихся недавно трениях между США и Украиной.
The Financial Times пишет, что отношения между странами сегодня имеют противоречивый характер.
С одной стороны, Киев и Вашингтон готовятся к подписанию договора по безопасности, который, вероятно, станет ключевым в череде аналогичных документов, подписанных с другими союзниками.
С другой стороны, как выражаются некоторые собеседники FT среди украинских чиновников, «отлив» в отношениях довел их до самого низкого уровня с начала российско-украинского конфликта.
Причин несколько: полугодичная задержка с голосованием конгресса за выделение помощи США Украине, отсутствие прогресса в продвижении страны к членству в НАТО в свете предстоящего саммита альянса в июле, атаки украинских дронов на нефтеперерабатывающие заводы в России, запрет администрации Байдена использовать американское оружие для целей внутри международно признанных границ РФ.
По последнему пункту, правда, есть подвижка: по сообщениям всё той же западной прессы, американские власти таки разрешили использовать оружие вблизи украинских границ. Однако не дальнобойным оружием, хотя как раз на последнем особенно и настаивали украинские власти.
Но наибольшую озабоченность офиса президента Украины (ОП), по данным FT, вызывает отношение американского руководства к саммиту мира, запланированному на июнь.
Неназванный высокопоставленный украинский чиновник в беседе с корреспондентом газеты использовал слово «паранойя», описывая ситуацию в ОП относительно подготовки форума.
«Зеленский глубоко озабочен военной ситуацией и особенно сильно — мирным саммитом в июне», — утверждает источник. Байден может не приехать на саммит, несмотря на уговоры Зеленского. Хотя США будут представлены неким официальным лицом. При этом Зеленский и Байден встретятся перед швейцарским мероприятием на саммите G7 в Италии, где, собственно, и подпишут договоренности по безопасности.
Это, впрочем, не уменьшило раздражение ОП по поводу позиции США относительно саммита мира. Как утверждает FT, президентскому офису дали отмашку в эфирах и прессе критиковать Байдена и китайского председателя Си Цзиньпина за нежелание присутствовать на форуме.
Некоторые члены правительства сказали, что они «начали волноваться» по поводу методов, используемых Зеленским для коммуникации с США. Один из них заявил, что Зеленский был «очень раздражен» по поводу Байдена, добавляя, что их волнует «открытое провоцирование» Белого Дома. «Не кусай руку, которая тебя кормит», — сказал один из украинских чиновников.
В свою очередь The Washington Post называет еще две причины роста напряженности между Украиной и США. Речь о последних кадровых решениях Зеленского и борьбе с коррупцией. Как пишет WP, люди, которые были «наиболее близки к Вашингтону и готовы были бороться с коррупцией», недавно лишились должностей.
«Особую тревогу» якобы вызвало увольнение вице-премьера Кубракова. По данным «Страны», он действительно очень тесно общался с американским посольством и в какой-то момент начал действовать слишком независимо, позволяя себе, например, давать показания в антикоррупционных органах на других представителей власти, что многими было воспринято как предательство правящей команды. А на все претензии к своей деятельности со стороны ОП начинал «козырять» связями с американским посольством.
Что касается борьбы с коррупцией, то в ходе недавнего визита в Киев госсекретарь Блинкен озвучил украинскому руководству «удвоенные требования». Однако Зеленский с этим не согласился и, по словам собеседников издания, присутствовавших на встрече с Блинкеном, во время беседы «ощетинился». После этого многие украинские чиновники, близкие к Зеленскому, раскритиковали выступление госсекретаря с гитарой в столичном баре как «бесчувственное».
Напомним, по данным «Страны», Блинкен в ходе встречи выставил Зеленскому ряд требований, включая кадровые. С ними глава киевского режима не согласился. При этом Зеленский высказал претензии к послу США на Украине Бриджит Бринк, а с ними, в свою очередь, не согласился Блинкен. Бринк, по данным источников в политических кругах, как раз и была близка к Кубракову, а также патронирует антикоррупционных активистов, критикующих власть.
WP считает, что после саммита НАТО в Вашингтоне «ближайшие месяцы принесут еще больше горячих точек» в отношениях, потому что Украина вряд ли получит желаемое приглашение в альянс. Кроме того, есть разногласия и по военной теме. Каждая сторона теперь заявляет, что у другой нет четкого пути к победе.
«Похоже, у них заклинило GPS», — сказал об украинском руководстве высокопоставленный европейский дипломат.