А МЫ ПОЙДЁМ В ОБХОД: РОССИЯ ГОТОВИТ МОЩНЫЙ УДАР ПО КАРМАНУ КАЗАХСТАНА
Москва приготовила конкретный ответ Астане, которая прогибается перед Западом из-за финансовой зависимости и боязни вторичных санкций.
Недолго прошло с момента, когда Казахстан ограничил транзит российских грузов по своей территории, чиня таможенные препоны, а также организовывая пробки на границе с Киргизией, из которой в Россию также идут товары, в том числе двойного назначения, применяемые в том числе в оборонной промышленности.
И если в случае с Россией причины недружественного поведения Казахстана лежат на поверхности, то в отношениях с Киргизией всё не так просто. Дело в том, что у Казахстана очень мало пресной воды для орошения сельхоз полей. Устраивая проблемы на границе с Киргизией Астана ещё и пытается получить больше воды для орошения земель по более низкой цене.
На фоне происходящего на границах с соседними государствами, входящими, на секундочку, в ЕАЭС, что гарантирует свободы передвижения товаров внутри союза, Россия заявила о старте строительства нового международного транспортного коридора, включающего в себя Китай, Узбекистан, Киргизию и Туркменистан. И, внимание! В обход Казахстана!
Южный транспортный коридор пройдет от юга Киргизии в Узбекистан, протянется в туркменский порт Туркменбаши и далее по воде в порт Астрахани.
Таким образом Астана, снимавшая не малые барыши с транзита большегрузов и товаров через свою территорию, лишается серьёзной подпитки для своего бюджета.
Казахстан сильно осторожничает, сильнее, чем другие страны. Чем больше он это будет делать, тем активнее Россия будет искать альтернативные варианты, а Казахстан будет терять очень существенную выгоду, которую имеет сейчас на параллельном импорте,
— заявил URA.RU замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
Новый транспортный коридор уже в зародыше уничтожает мечту президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева сделать из республики транспортный хаб для стран Центральной Азии и Каспийского региона.
Бьют сами по себе
А ведь ещё совсем недавно он презентовал прибывшему в Астану президенту Германии Франк-Вальтеру Штайнмайеру возможности каспийского порта Курык, устроив презентацию транспортно-логистического проекта в рамках развития Среднего коридора, цель которого – соединить Турцию с Китаем через Грузию, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и Киргизию.
Причём этот удар по планам президента Казахстана наносится с казахстанской стороны, а не со стороны России или Киргизии. Если бы транзит грузов шёл без задержек, то никто не был бы против использовать территорию Казахстана в качестве хаба. Более того, сейчас казахстанская сторона заявляет о строительстве огромных логистических центров на границе с Киргизией, а будут ли они востребованы – это вопрос,
– сказал «НГ» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Александр Князев, который также назвал препоны казахстанских таможенников и пограничников «частью некой государственной политики, направленной на утверждение монополии Казахстана в сфере регионального транзита».
И нашим, и вашим
Тем временем власти Казахстана сообщили, что за полгода товарооборот с Россией сократился на 500 млн долларов, но при этом экспорт казахстанских товаров в соседнее государство вырос. Эти показатели вынуждают посланников Вашингтона то и дело, летать в Астану с предупреждениями о санкциях. Однако казахстанская сторона заявляет, что строит торговые отношения с Россией на открытой основе с учётом введённых против соседа санкций. Более того, даже сообщили, что в этом году было предотвращено свыше 240 попыток вывезти в Россию товаров двойного назначения. Вот такой он многовекторый Казахстан.