В Алматы продолжается судебное разбирательство дела по обвинению активистов в захвате аэропорта во время январских событий
В специализированном межрайонном суде по уголовным делам 13 апреля начали допрашивать свидетелей по делу о захвате алматинского аэропорта, сообщает корреспондентка Orda.kz
На скамье подсудимых – активисты Айгерим Тлеужанова и Калас Нурпеисов, а также Нурлан Далибаев, Ермухамет Шилибаев и Жанайдар Карменов. Согласно озвученным обвинительным актам, активисты Тлеужанова и Нурпеисов подозреваются в организации массовых беспорядков (часть 1 статьи 272 УК РК), а Далибаев, Шилибаев и Карменов подозреваются в участии в массовых беспорядках (часть 2 статьи 272 УК РК), сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, разрушениями и уничтожениями имущества во время нападения и захвата стратегических объектов аэропорта и РГП «Казаэронавигация». Все подсудимые отрицают обвинения.
В предыдущем суде представитель «Air Astana» не успел выступить в качестве потерпевшего. Сегодня юристу авиакомпании Канату Сугирбаеву удалось рассказать подробности ущерба, причинённого захватом. По его данным, компании нанесли материальный ущерб в размере более 5,5 млн тенге.
«В здании терминала на втором этаже была касса АО Air Astana, и в результате захвата она была разграблена, разбили всё наше имущество. Было два сейфа, один разбили, а другой украли. В общей сложности в двух сейфах у нас было 2 миллиона 395 тысяч, также украдено имущество на сумму 203 тысячи тенге, это промо-продукция компании, сувениры для продажи. Также саму стеклянную кассу разбили, которую мы потом отремонтировали за 300 тысяч 689 тенге. Кроме того, с территории аэропорта угнали машину марки Toyota Hilux, которую потом один из наших работников увидел разъезжающей по городу. Мы её обратно доставили. Была ещё одна автомашина, которую пытались угнать, повредили замок зажигания. Ремонт автомашин обошёлся нашей компании в 2 миллиона 583 тысяч 700 тенге. Также в воздушное судно с бортовым номером 34KVS неизвестными лицами была попытка проникновения, путём взлома иллюминатора», — разъяснил Сугирбаев.
Однако, по его словам, 5 января он не находился на своём рабочем месте и точно не знает, что происходило в аэропорту.
«Мы конкретными доказательствами не располагаем касательно лиц, которые причастны к нанесению ущерба», — сказал юрист.
Примечательно, Канат Сугирбаев не один среди потерпевших, кто затрудняется указать на подозреваемых. Ранее сотрудники авиакомпании SCAT, Qazaq Air и юрист алматинского аэропорта Альберт Джазыбаев, представитель РГП «КазАэроНавигация» Алексей Афанаси давали похожие ответы во время допроса. Адвокаты подсудимых обратились к судье с ходатайством поставить под сомнение статус представителей компании Scat и Qazaq Air, а также РГП «КазАэроНавигация» как потерпевших. Пока этот вопрос остаётся открытым.
Сегодня адвокат Жанайдара Карменова обратился в суд с ходатайством об истребовании у руководства РГП «КазАэроНавигация» показаний в виде нормативных документов, регламентирующих основания и порядок отключения электропитания свето-сигнальной системы на взлётно-посадочной полосе на территории аэропорта. В предыдущем заседании представитель центра организации воздушного движения заявил что «светосистему отключили из-за требований (угроз) нападавших, дабы сохранить жизни сотрудников и пассажиров».
Что видел сотрудник аэропорта?
В качестве свидетеля первым выступил Фархат Сабитов, сменный начальник алматинского аэропорта. Он рассказал, что произошло в аэропорту 5 января после того, как он начал свою смену в 19:00.
«В 19:20 я встречал борт. Пассажиры вышли, мы сопроводили их в зал международных перелётов. И я дальше стал работать, проводить объезд территории. Приблизительно в 19:40 мне позвонил один из руководителей аэропорта, который сообщил, что в сторону аэропорта движется толпа людей в общем количестве где-то 800 человек, при этом сказав, что необходимо срочно произвести эвакуацию».
После этого он давал команду руководителям подразделений о срочной эвакуации и о том, что необходимо вывести всю техническую базу, автобусы, микроавтобусы к багажному отделению здания терминала, то есть внутрь аэропорта. Сабитов попросил представителей авиакомпании, у которых в тот вечер борты оказались на стоянке, выключить в салоне самолёта свет и не включать его до улучшения момента. На стоянке телескопического трапа находились два борта авиакомпании Air Astana с пассажирами: один из них направлялся в Москву, другой —в Бишкек. Кроме этого, на грузовых стоянках находились три иностранных борта.
«Пока мы наблюдали за этим процессом (выполняли приказ по эвакуации людей и вывоза их в сторону СВХ), в нашу сторону подбежал неизвестный молодой человек, который громко кричал: «Кто является руководителем аэропорта?». На что мой сотрудник толкнул его и быстро сел в машину, и мы выехали в сторону здания терминала. Вместе с этим парнем на улицу выбежали человек 15 и в руках у них были палки или дубинки».
Ещё Сабитов отмечает, что на стоянке воздушного судна ездили машины, которые не принадлежали аэропорту. Эвакуация в тот день закончилась в 22:00.
«Ближе к двум ночи мы въехали в терминал. Мы вошли через багажное отделение. Там творился хаос, это была действительно страшная картина. Окна были разбиты. Киоски были разграблены. Эскалатор был остановлен. Служебный вход был уже открыт. Всё было вверх дном. Багаж пассажиров был разбросан, вещи уже валялись на полу в разорванном, разворованном состоянии. Та же картина была и во второй зоне таможенного контроля, где люди выходят. На полу было около 5 сантиметров воды. Не могли понять, откуда она. Далее идёт общий зал ожидания, где встречают пассажиров. Там было много людей. Они тащили какие-то чемоданы, сумки. Возле склада временного хранения пассажиров находились 10 человек, которые копошились в сумках пассажиров».
Прокурор спросил свидетеля, видел ли он подсудимых среди толпы, на что тот твердо ответил, что нет. По словам Фархата Сабитова, многие люди были в масках и их шапки были натянуты до ушей и глаз. Когда подошла очередь подсудимых задавать вопрос, подозреваемый Ермуханбет Шилибаев, указывая на Каласа Нурпеисова, обратился к Сабитову с просьбой идентифицировать их, так как они были не в маске. Сотрудник воздушной гавани повторил, что он вообще не видел их.
Кроме Сабитова, сегодня был ещё один свидетель — Марат Тулегенов, уже бывший сотрудник аэропорта. Но в связи с тем, что мужчина пережил инфаркт, судья побоялся выпытывать его и прервал допрос.
Сейчас одним из вопросов, вызывающих обсуждение в суде, является наличие в аэропорту опознавательных знаков, запрещающих въезд посторонним.
«Касательно здания аэропорта, если говорят, что это стратегический объект, почему нет никаких опознавательных знаков? Я всего лишь окончил восемь классов. Я человек неграмотный. Для меня всё равно, что означает таможня и так далее», — возмутился Шилибаев.
Также, гособвинители и адвокаты подсудимых на сей раз не могут между собой решить, является ли упущенная выгода от отменённых рейсов бременем Указа президента или захватчиков аэропорта. Судебное разбирательство началось только около двух недель назад. Ещё предстоит допросить многих свидетелей.