В Киеве из кожи вон лезут, пытаясь доказать: именно они и никто другой смогли лишить русскую армию двух ценнейших военных бортов. Речь, конечно же, идёт о «сбитых» над Азовским морем Ил-22 и А-50. Однако эксперты, по сути, повторяют слова классика Антона Чехова: этого просто не может быть. А посему причины ЧП (если допустить, что оно было, — напомним, официального подтверждения так и нет) нужно искать, чтобы не допустить возможного повторения.
Было или не было? Точка не поставлена
Напомним, в начале этой недели появились слухи о том, что Воздушно-космические силы России понесли очередную тяжёлую потерю. Якобы в небе над Азовским морем сбито сразу два русских военных борта. Официально потери не подтверждены.
Стоит отметить, что первыми начали радостно разносить по Сети новость об ударе по двум русским самолётам наши украинские небратья. Мол, в районе Азовского моря их военные силы подбили самолёт радиоразведки А-50 и бомбардировщик Ил-22. По словам нардепов от «Слуги народа» Александра Федиенко и Юрия Мысягина, первый из них был сбит над акваторией моря, второй же дотянул до береговой линии и исчез с радаров после снижения в районе Керчи.
Почти сразу подключились и наши: например, о крушении «летающего радара» (так называют А-50, поскольку это борт ДРЛО) сообщили ряд крупных Telegram-каналов и блогеров-военкоров, имеющих доступ к неофициальным каналам информации.
В числе первых сообщивших печальную новость был известный военно-политический обозреватель Юрий Подоляка:
По А-50… К сожалению, это правда.
Информацию о гибели борта подтвердил также военкор Владимир Романов. Доходило и до абсурда: некоторые писали, будто бы на борту погибшего А-50 был автор профессионального лётного телеграм-канала Fighterbomber. Была и другая версия — якобы истребитель-бомбардировщик был в сопровождении самолёта. Но в обоих вариантах уточнялось, что лётчик погиб. Оказалось, что всё не так:
Трагедия — она всегда трагедия. Особенно когда она такого масштаба. Кто бы там ни находился. Кто виноват в гибели лётчиков, мы, скорее всего, не узнаем. Погибшим вечного полёта, раненым — скорейшего выздоровления и возвращения в строй. А конкретику требуйте в МО и у админов каналов, которые считают именно себя настоящими патриотами страны и точно знают, что можно писать, а что нет. Ну и да. Наверное, всё-таки стоит попробовать вернуться к истокам, когда танкистами командовали танкисты, лётчиками — лётчики, зенитчиками — зенитчики. Хуже от этого точно не будет,
— написал Fighterbomber. А после подтвердил, что жив и в своём прямом эфире.
Молчание множит версии
На фоне отсутствия официальных данных (едва ли таковыми можно, при всём уважении, считать слова официального представителя Кремля Дмитрия Пескова о том, что «информации нет») в Сети множились слухи. Так, паблики из Незалежной оперативно распространили странную аудиозапись, которая якобы подтверждает факт случившегося: слышно, как некий мужчина просит подогнать скорую помощь и пожарную машину.Утверждается, что запись — часть перехваченного радиоэфира. И она доказывает, что экипаж Ил-22 запрашивал экстренную посадку. Правда, качество записи настолько плохое, что достоверно можно расслышать только заключительную её часть, где мужской голос произносит: «Срочно нужны скорая и пожарная машина».
Также публикуются данные с радаров (тоже в источниках из Незалежной), на которых показано исчезновение с карты летящих объектов — утверждается, что А-50 пропал над морем, а Ил-22 дотянул до береговой линии и после этого перестал подавать сигналы.