Развод России и Армении отменяется: Пашинян обозначил границы раскола
Ереванский премьер демонстрирует прагматизм – и отчаянное стремление выжить
Милые бранятся – только тешатся. Это уже точно не про Россию и Армению. Обида двух сторон на друг друга реальна (особенно в случае Еревана). Милые бранятся, но при этом не переходят границу, за которой следует окончательный и бесповоротный разрыв, – это уже гораздо ближе к истине. Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о грядущей судьбе российской военной базы в его стране: «Основания пребывания российской базы и пограничников ясны. Эти основания продолжают существовать»
Слова истинного прагматика и реалиста, а еще – политика, готового к любым хитроумным политическим маневрам ради своего сохранения во власти.
Несмотря на все предупреждения из Москвы, Армения ратифицировала Римский статут – документ, который обязывает ее в соответствии с ордером Международного уголовного суда в Гааге арестовать Владимира Путина, если президент РФ вдруг появится на ее территории.
Ереван громко сигнализирует о своей готовности выйти из ОДКБ – патронируемого Москвой оборонного блока. Пашинян постоянно высказывается в том духе, что «союзники Армении» (читай – Россия) оказались на самом деле не совсем союзниками. И вдруг такой поворот – хотя союзники на самом деле не союзники, их военная база Еревану все-таки нужна.
На самом деле никакого поворота нет. Есть хорошо просчитанный курс, в рамках которого негативная риторика в адрес Москвы органично (по крайней мере, с точки зрения Пашиняна) сочетается с сохранением фундаментальных основ сотрудничества двух стран.
Есть такое выражение: не надо путать божий дар с яичницей. Применительно к сегодняшним отношениям России и Армения та же самая мысль звучит так: не надо путать символизм с содержательной начинкой.
Пребывание Армении в составе ОДКБ – это, в первую очередь, символизм. Ереван не ждал и не ждет военной помощи от Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Для Армении первичны двусторонние военные отношения с Россией. А раз так, то если необходимо громко стукнуть кулаком по столу – мол, мы недовольны Москвой, – но при этом сохранить все как есть, то членство в ОДКБ это тот элемент, которым можно пожертвовать.
То же самое относится и к Римского статуту и даже демонстративным политическим шашням Еревана с Западом. Сегодня у Путина нет необходимости приезжать с визитом в Армению. Но если в условном завтра или послезавтра такая необходимости возникнет, гарантии его неприкосновенности обязательно появятся.
«Закон – что дышло: куда повернешь – туда и вышло» — к Римскому статуту это тоже относится. Что же до заигрываний Пашиняна с США и ЕС, то премьер хорошо понимает значение географии: Армения зажата между такими ее «друзьями», как Азербайджан и Турция. Естественные союзники Еревана в таких условиях – Россия и Иран. И как бы лично Пашинян ни хотел «уйти на Запад», объективные геополитические обстоятельства этому мешают. Запад далеко, а все остальные партнеры Армении (и в негативном, и в позитивном смысле) близко.
Сейчас в Ереване идет болезненный процесс смены политических эпох. Длившаяся несколько десятилетий карабахская фаза армянской политики закрывается. Начинается новая фаза – сулящая некоторые перспективы, но при этом ничуть не менее опасная.
Завершив свой проект возвращения Карабаха, Азербайджан готов двигаться дальше – пробить через Армению «транспортный коридор» в свой автономный регион Нахичевань. Если сравнивать то, что происходит в регионе сейчас, с тем, что в нем происходило в конце 80-х, то можно констатировать: Ереван и Баку поменялись ролями.
Раньше Армения успешно наступала, а Азербайджан безуспешно оборонялся. А вот теперь уже Азербайджан готов наступать и требовать нового, еще более для него выгодного регионального передела. Задача Еревана – обеспечить неприкосновенность тех ее границ, в которых существовала Армянская ССР.
И вот здесь Россия и ее военная база становятся очень нужны. Конечно, эта военная база – лишь один из элементов системы политической обороны Еревана. С точки зрения международного права, Карабах всегда оставался территорией Азербайджана. Даже сама Армения никогда не признавала независимость Нагорного Карабаха. Разумеется, такая позиция была всего лишь юридической фикцией. Но эта фикция очень хорошо иллюстрирует разницу между той задачей, которую Азербайджан уже решил, и той задачей, решить которую ему только предстоит.
Если Баку попробует вооруженным путем отобрать у Еревана часть территории бывшей Армянской ССР, то, с точки зрения международного права, он совершит акт агрессии. А за этим вполне могут последовать и международные санкции и прочие совсем не нужные Азербайджану неприятности.
Получается, что, сдав Карабах, Пашинян отступил на рубежи, которые в политическом плане гораздо легче оборонять. Но для того чтобы такая оборона была успешной, Еревану потребуются все доступные ресурсы: политическая поддержка Запада и политическая (а в случае необходимости и военная) поддержка России и Ирана. В противном случае Армения остается наедине с Турцией и Азербайджаном – исторически враждебными для нее странами, которые и сейчас не прочь ее скушать.
Но если такая поддержка есть, то ситуация радикально меняется. У Баку появляются мощные стимулы к мирному и компромиссному разрешению всех своих разногласий с Ереваном. В идеале такой компромисс будет означать для Армении сохранение суверенитета над всей ее территорией, включая предлагаемые «транзитные коридоры» и прекращение экономической блокады, в которой она «благодаря» Азербайджану и Турции пребывает уже многие десятилетия.
Именно такого результата, похоже, и пытается добиться Никол Пашинян – политик, который явно плохо понимает и не очень любит Россию, но который при этом осознает геополитические реалии, умеет маневрировать и очень хочет выжить.